Златники и серебряники киевской руси. Первые русские монеты: Сребреники и златники Владимира Святославовича. Что такое "веверица"

В центре внимания 22.03.2024
В центре внимания

Это были первые монеты, чеканившиеся в Киевской Руси в конце X века, затем - в начале XI века, они выпускались в небольшом количестве и недолго, потому не имели большого влияния на денежное обращение но представляют собой своеобразную группу памятников культуры Древней Руси.

При князе Владимире Святославовиче в 988 г. официальной религией на Руси становится христианство. В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Муром, активно развивались ремесла, а также торговля - с южными и западными славянами, народами других стран. Это привело к началу изготовления первых собственных монет из золота и серебра.

Первые русские золотые и серебряные монеты назывались соответственно златниками и сребрениками. В диаметре златники достигали 24 мм, а по весу были приравнены к византийскому солиду - примерно 4,2 г. Впоследствии златник стал русской единицей веса под названием золотник (4,266 г). Монетные кружки для чеканки отливались в складных формах, что объясняет наличие на златниках заметных дефектов литья и значительное расхождение в весе. Для изготовления сребреников использовалось серебро арабских монет.

Златники и сребреники чеканились общими штемпелями. Лицевая сторона: Поясное изображение князя впрямь, вероятно, сидящего (судя по согнутым маленьким ногам под фигурой); в плаще, скрепленном на груди, в шапке с подвесками и крестом; в правой руке крест на длинном древке, левая – прижата к груди. У левого плеча княжеский знак – трезубец. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ (или ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО СРЕБРО). Вокруг линейный и точечный ободки.

Оборотная сторона: Погрудное изображение Иисуса Христа впрямь, с крещатым нимбом; правая рука в благословляющем жесте, в левой – Евангелие. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): IСУСЪ ХРИСТОСЪ (или IС ХС под титлами). Вокруг линейный и точечный ободки.

Как считают специалисты, выпуск собственной монеты в Киевской Руси был вызван, с одной стороны, тем, что в экономике древнерусского государства второй половины X в. стал ощутим недостаток серебряных монет из-за сокращения поступления арабских дирхемов, с другой - политическими мотивами, так как наличие собственной монеты служило задаче прославления Киевского государства и утверждения его суверенности, о чем говорит и внешний вид этих монет. Несмотря на то, что они имели значительные различия (насчитывается около 11 вариантов оформления), обязательными атрибутами являлись изображение на лицевой стороне сидящего Великого князя Киевского с нимбом над головой, длинным крестом в правой руке и прижатой к груди левой, а на оборотной - изображение Иисуса Христа, которое в XI в. было заменено своеобразным государственным гербом в форме трезубца (так называемый родовой знак Рюриковичей).

На лицевой стороне наиболее распространенных монет того времени есть надпись старославянскими буквами «ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ», т. е. занимающий престол, правящий, а на оборотной - «А СЕ ЕГО СРЕБРО», что означало: «А это его деньги». Долгое время на Руси слово «сребро» («серебро») было синонимом слова «деньги». Встречаются также монеты с надписью на лицевой стороне «ВЛАДИМИР А СЕ ЕГО СРЕБРО (или ЗЛАТО)», а на оборотной - «ИСУСЪ ХРИСТОСЪ».

Златники князя Владимира выпускались немногим более десяти лет - до конца X в. (известно 11 экз.), а сребреники - и в XI в., как Владимиром, так и его кратковременным (с 1015 по 1019 г.) преемником на великокняжеском престоле старшим сыном Святополком Окаянным (известно 78 экз.). Прекращение регулярного притока восточного серебра и отсутствие собственной сырьевой базы обрекло это экономическое начинание на быстрое завершение. Всего до нашего времени сохранилось не более 350 златников и серебреников древней Руси. В том числе около десяти серебреников Ярослава Мудрого, которые чеканились в Новгороде, где он правил до овладения киевским престолом в 1019 г. На лицевой стороне новгородских сребреников находилось погрудное изображение св. Георгия. На оборотной стороне надпись «Ярославле сребро» вокруг изображения княжеского знака в виде трезубца с кружком на среднем зубце.


Киевская гривна


Новгородская гривна

2. Гривна, рубль, полтина

Гривна, в без монетный период с 11 по 15 век, соответствовала определенному количеству (весу) драгоценного металла и являлась денежно-весовой единицей - «гривна серебра». Она же могла быть равной некоторому числу одинаковых монет и в таком случае называлась - «гривна кун». Кунами называли серебряные монеты, ходившие на Руси арабские дирхемы, а позднее и европейские денарии. В XI веке гривна кун состояла из 25 дирхемам, по стоимости приравнивалась к четверти гривны серебра. Обе гривны стали в Древней Руси платёжно-денежными понятиями. Гривна серебра применялась для крупных расчетов, иностранные дирхемы и денарии (куны) для более мелких.

В Киевской Руси с XI в. использовались киевские гривны - пластины серебра шестиугольной формы, размером примерно 70-80 мм на 30-40 мм, весом около 140-160 г, служившие единицей платежа и средством накопления. Однако наибольшее значение в денежном обращении имели новгородские гривны, известные сперва в северо-западных русских землях, а с середины XIII в. - на всей территории древнерусского государства. Это были серебряные палочки длиной около 150 мм и весом около 200-210 г. Переходной от киевской к новгородской была черниговская гривна, по форме близкая к киевской, а по весу - к новгородской.


Рубль впервые упоминается в новгородских грамотах XIII века и, являясь эквивалентом целой гривны или её половины. К XV веку рубль становился счётной денежной единицей, 200 монет «чешуек» составляли 1 рубль. При разрубании новгородский гривны пополам получался платежный слиток – полтина, который весил около100 г. и имел размеры примерно 70x15x15 мм. Такие слитки ходили на протяжении всего «без монетного периода» с конца XI в. до середины XV в. в Русских княжествах и ближайших землях.

3. Московское княжество

Вначале XIV в. началось укрепления Московского княжества, как следствие возникала необходимость в собственных деньгах как для княжеской казны (выплаты дани татарам, жалования ратным людям и т. п.), так и для торгового оборота вследствие оживления внутренних и внешних экономических отношений. Поэтому очередной московский князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) начал чеканить свою монету.

Название русских монет «деньга» было взято от монгольской монеты «денга». Известно, что из весовой гривны серебра (около 200 г) чеканилось 200 монет, которые составляли московский счетный рубль (в те времена рубль как реальная монета не существовал). Для изготовления деньги гривну вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили серебряную монету весом примерно в 1 грамм.

При Дмитрии Донском деньга стала основной денежной единицей Руси, позднее при некоторых правителях выпускалась также ее половинная часть - полуденьга (полушка).

На лицевой стороне монет, в середине внутреннего кольца, могло располагаться изображение воина в профиль, развернутого вправо или влево, вооруженного мечом и секирой, а также человека без вооружения, или петуха. Между внутренним и внешним кольцами находился текст: «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО» или «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ» старорусскими буквами. На оборотной стороне вначале помещалась арабская вязь. То обстоятельство, что Русь в этот период все еще находилась под властью татар, вынудило князя Дмитрия чеканить рядом со своим именем также имя хана Токтамыша (Тохтамыша): «СУЛТАН ТОКТАМЫШ ХАН. ДА ПРОДЛИТСЯ». В дальнейшем вязь сохранилась, но уже стала нечитаемой, и в конце концов ее заменили русским текстом.

По наиболее распространенному мнению, термин «рубль» происходит от глагола «рубить»: гривны серебра разрубались на две части - рубли, которые в свою очередь рубились еще на две части - полтины. Существует также мнение, что рубль, возможно, обязан своим названием древней технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема, и при этом появлялся шов на ребре. Корень «руб», по мнению специалистов, означает «край», «кайма». Таким образом, «рубль» можно понимать и как «слиток со швом».

Весовая норма первых монет Дмитрия Донского колебалась в пределах 0,98-1,03 г. Однако уже в середине 80-х гг. XIV в. деньга «полегчала» до 0,91 -0,95 г, а к концу его княжения вес московских серебряных монет уменьшился до 0,87-0,92 г.

Чеканку подобных монет продолжили другие Великие князья, потомки Дмитрия Донского. Монеты выпускались уже во много больших количествах. На их лицевой стороне, находились различные сюжетные изображения: всадник с соколом на руке («сокольник»); всадник в развевающемся плаще; всадник с копьем, поражающий дракона; всадник с мечом; человек с саблями в обеих руках; воин, вооруженный мечом и секирой; четвероногое животное с загнутым вверх хвостом и даже Самсон разрывающий пасть льва.

Кроме серебряных, на Руси в этот период чеканились также мелкие медные монеты, носившие название «пуло». Изготавливали их в княжеских городах - Москве, Новгороде, Пскове, Твери, и поэтому монеты носили собственные названия - пуло московское, пуло тверское. Номинал этой монеты был столь незначителен, что за одну серебряную деньгу давали от 60 до 70 медных пуло. Вес их, в зависимости от места и даты изготовления, мог быть от 0,7 до 2,5 г.

Первые деньги Ивана III чеканились весом уже всего 0,37-0,40 г и так же, как монеты предыдущих правителей могли самые разные изображения. В дальнейшем вес монет был поднят до 0,75 г, а с их поверхности исчезли изображения животных и птиц. Кроме того, в годы правления Ивана III Васильевича в обращении все еще находились монеты различных княжеств, различающиеся между собой как по весу, так и по оформлению. Но становление Московского государства требовало введения единого денежного стандарта, и отныне подавляющее большинство московских денег имели на лицевой стороне изображение князя в большой шапке (или короне), сидящего на коне, или всадника с мечом в руке, также символизирующего Великого князя Московского. На оборотной стороне чаще всего находилась надпись старорусскими буквами: «ОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ».

4. Старинные общегосударственные монеты Русского царства

Денежная реформа, проведенная во время правления Ивана Грозного, была построена на основе слияния двух наиболее мощных монетных систем конца периода феодальной раздробленности - московской и новгородской, При проведении реформы были унифицированы вес монеты и изображения на ней.

Из гривны серебра теперь чеканилось 300 новгородок (их средний вес стал составлять 0,68 г серебра), которые были приравнены к деньге, или 600 московок (средний вес 0,34 г серебра). Это фактически была полуденьга, хотя также считалась деньгой. 100 новгородок или 200 московок составляли московский счетный рубль. Кроме него счетными денежными единицами были полтина, гривна и алтын. В полтине насчитывалось 50 новгородок или 100 московок, в гривне - 10 новгородок или 20 московок, а в алтыне - 3 новгородки или 6 московок. Самой мелкой денежной единицей стала полушка (1/4 деньги) весом 0,17 г серебра.



На деньгах крупного веса новгородках - изображался всадник с копьем, а на более легких московках - тоже всадник, но только с саблей. Из-за этого уже в ходе самой реформы новгородка получила название «копейной деньги», или «копейки». Последнее название, сперва малоупотребимое, оказалось, в конце концов, более живучим, чем новгородка, и дошло до наших дней. Смена названия позволила более логично выстроить линейку номиналов: копейка (новгородка) равнялась двум деньгам (московкам) или четырем полушкам.

На лицевой стороне полушек находилось изображение птицы, а на оборотной - текст «ГОСУДАРЬ». На оборотной стороне остальных монет вначале чеканили надпись старорусскими буквами «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВСЕЯ РУСИ», а после 1547 г., когда Иван IV Васильевич венчался на царство, «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ». Естественно, такая надпись не могла полностью поместиться на поверхности монеты, размер которой был с арбузное семечко, и поэтому многие слова в ней сокращали до одной буквы или, по правилам старинного правописания, в словах, ясных для понимания, гласные буквы опускались. В результате надпись на монетах выглядела как «ЦРЬ И В К IВАНЪ В Р» (для полушки - «ГДАРЬ»).

Тогда же отказались от выпуска медных пуло - новая денежная система была основана только на серебре. Заготовками для денег служили кусочки серебряной проволоки, поэтому вид готовой продукции денежных дворов не имел правильной формы и чем-то напоминал рыбью чешую. На таких «чешуйках» крайне редко оставался целый оттиск круглых штемпелей. Впрочем, к этому и не стремились. Главным требованием к новым монетам было соответствие веса. При этом западное серебро - основной материал для чеканки монет - проходило на Руси дополнительную очистку. Денежный двор принимал серебро по весу, проводил очистительную «угольную» или «костяную» плавь, и только после этого чеканил деньги. В результате, как отмечают специалисты, московское государство вплоть до середины XVII в. имело самые высокопробные серебряные монеты в Европе.

В период правления второго сына Ивана IV, царя Федора Ивановича (1557-1598), монеты Московского государства полностью сохранили свой вес и оформление за одним лишь исключением - надпись на их оборотной стороне (без сокращений) выглядела следующим образом: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ВСЕЯ РУСИ» или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

Следует добавить, что после правления Федора Ивановича менее выгодная по затратам труда чеканка монет меньших достоинств (деньга и полушка) часто прекращалась на долгие годы, тогда как выпуск копеек не останавливался ни при одном правителе.

Особое место среди монет, выпущенных в начале XVII века, в период правления Василия Шуйского, занимают копейка и деньга, изготовленные из золота. Их появление связывают с тем фактом, что к 1610 г. царь Василий Шуйский исчерпал все запасы серебра в казне на оплату шведских наемных войск. В этих условиях Денежный приказ нашел весьма своеобразный выход из положения. Золотую копейку чеканили теми же штемпелями, что и серебряную, а для изготовления золотой деньги использовали штемпеля, сохранившиеся еще со времен правления царя Федора Ивановича и несущие его имя. Курс золота по отношению к серебру был установлен в соответствии с нормами Торговой книги - 1:10, что почти соответствовало общеевропейскому уровню. Так появились новые русские монеты достоинством в 5 и 10 копеек (10 и 20 денег), по оформлению и весу полностью соответствующие серебряным копейки и деньге.

5. Русские деньги эпохи первых Романовых. 1613 – 1700 гг.

В годы правления нового царя все монетное дело постепенно сконцентрировалось в Московском Кремле. В 1613 г. прекратили работу Ярославский и Временный московский монетные дворы, а Новгородский и Псковский были закрыты в 20-х гг. XVII в. Новая московская власть впервые со времен Бориса Годунова возродила традицию чеканить весь диапазон номиналов денег (копейка, деньга, полушка).

На лицевой стороне копейки и деньги традиционно находились изображения всадника с копьем или саблей (мечом). На оборотной стороне монет был расположен текст старорусскими буквами с именем и титулом правящей особы: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ» (имя нового царя могло также писаться как «Михаило» или «Михаилъ») или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

При следующем царе Алексее Михайловиче первоначально сменилась только надпись на оборотных сторонах монет «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ» старорусскими буквами. Более существенно изменился внешний вид полушки. На ее лицевой стороне появилось изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, а на обороте поместили надпись «ЦРЬ». Весовая норма монет сохранилась прежней: копейка - 0,48 г, деньга - 0,24 г и полушка-0,12 г.

В 1654 г. правительством Алексея Михайловича было принято решение, оставив в обращении старые серебряные копейки, в дополнение к ним выпустить монету рубль, т. е. номинал, который ранее являлся лишь счетной единицей. Так началась широкомасштабная, но очень неудачная и тяжелая по своим последствиям попытка провести очередную денежную реформу.

Для изготовления новой монеты планировалось использовать закупаемые у иностранных купцов талеры, а затем просто перечеканивать находящиеся на их поверхностях изображения и надписи. При этом монета сохраняла вес и размеры оригинала, что привело к тому, что вводимый в обращение серебряный рубль равнялся 64 серебряным копейкам.

На лицевой стороне рубля, в середине внутреннего кольца, находилось изображение всадника в царской шапке и со скипетром в правой руке и с прижатой к груди левой. Между внутренним и внешним кольцом проходила надпись старорусскими буквами: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ РОССИИ». На оборотной стороне, на фоне узорчатой рамки, был изображен двуглавый орел, увенчанный короной. Над ним старославянскими буквами указывалась дата чеканки монеты «ЛЕТА 7162» (т. е. дата указывалась «от сотворения мира»), а под ним ее номинал - «РУБЛЬ». Медная полтина имела похожее оформление, но, естественно, на оборотной стороне находилось указание - «ПОЛТИННИК». Серебряные полуполтинники на лицевой стороне также имели изображение всадника в царской шапке и со скипетром в руке, только окружен он был орнаментом в виде крупных бусин. Здесь же находилось текстовое указание номинала монеты, разбитое на три части «ПОЛ-ПОЛ-ТИН». На оборотной стороне был указан несколько сокращенный царственный титул: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ РУСИ». Среди орнамента, окружающего надпись, старорусскими буквами указывалась дата чеканки монеты - «7162».

Вскоре оказалось, что Московский монетный двор с его отсталой ручной технологией не в состоянии справиться с поставленной перед ним задачей. Поэтому выпуск круглых монет (и серебряных, и медных), имеющих большое достоинство, был прекращен, а мелкие медные начали чеканить по старому способу - на расплющенной проволоке. В начале 1655 г. правительство Алексея Михайловича вовсе отказалось от использования неполноценного серебряного рубля и полуполтины, и русская денежная система практически полностью вернулась к старому набору номиналов серебряных монет - копейка, деньга, полушка. Для заграничных платежей вместо рублей российской чеканки стали использовать западно-европейские талеры с надчеканками лицевой стороны от копейки и датой 1955 - такие монеты в народе прозвали "ефимки".

Следующим шагом в том же 1655 г. стало изготовление из меди копейки и деньги, имеющих вес серебряных денег и приравненных к последним в цене. При этом все налоговые платежи принимались только в серебряной монете. Ее в ограниченных количествах продолжали чеканить только на Московском монетном дворе, а на остальных начался широкомасштабный выпуск медной.

Находящиеся в обращении медные деньги (в основном копейки) постепенно падали в цене, что привело к спекуляции и негативно отразилось на торговле. Дошло до того, что за 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. К 1659 г. серебряные монеты практически полностью исчезли из оборота. С 1661 г. русские медные деньги совсем перестали принимать на Украине, а вскоре и по всей Руси на них отказывались продавать хлеб. Доведенное до отчаяния население в 1662 г. подняло восстание, вошедшее в историю под названием «Медный бунт». И хотя оно было жестоко подавлено правительством, уже в следующем году с большими потерями для бюджета (хотя выкупали медные деньги по курсу от 5 до 1 серебряной копейки за 1 рубль медью) был осуществлен возврат к «старой» серебряной системе просуществовавшей еще почти 40 лет, до 1700 года.

Древняя Русь во многом копировала достижения Византийской империи, не стали исключением и деньги.
В конце X века при Владимире Святославиче начали чеканить первые на Руси монеты - сребреники. По размеру и весу они соответствовали византийским, использовались те же технологии производства, но надписи были русскими, также добавлялся княжеский знак. В настоящее время известно всего около 400 таких монет, они считаются раритетами и практически все хранятся в музеях.

Примерно в то же время появляются и златники, копирующие византийские золотые солиды. Изображения на сребрениках и златниках очень похожи. При следующих правителях чеканились только сребреники, последние датируются временем Ярослава Мудрого. В дальнейшем по неизвестным причинам чеканка собственных монет прекращается на три столетия.

Свои монеты на Руси были далеко не всегда, и это общеизвестно. Расчеты производились и услугами, и товаром. Долгое время эквивалентом служили меха. В ходу присутствовал и имперский денарий (Рим), и восточный дирхем, и даже солид Византии. Но эпоха собственных денег неуклонно наступила. Итак....

Серебряники



Первая из отчеканенных на Руси монет была названа серебряником. Она появилась еще во времена кн. Владимира, до Крещения. Недостаток разменной монеты стал ощущаться особенно остро, дирхемов не хватало. Материалом явилось серебро от переплавки последних.

Серебряники чеканились в двух видах дизайна. Сначала это была копия идеи солидов Византии: с одной стороны - престольный кн. Владимир, с обратной - Иисус. Позднее дизайн изменился. Лик Мессии исчез. Его место занял трезубец, родовой герб Рюрика. Портрет князя окружили надписью: «Князь Володимир на престоле, а это - деньги его».

Золотники (Златники)



Златник (980-1015 гг.)

Златники присутствовали в ходу, как и серебряники. Их чеканку развернул также кн. Владимир. Только лили монеты, как следует из названия, в золоте. Прототипом златнику послужил византийский солид. Масса была вполне внушительной - 4 г.

Это была довольно редкая и дорогая монета весьма ограниченного тиража. Однако народная молва по сей день хранит ее название в фольклоре. Современные нумизматы могут предъявить публике не больше десятка златников. Оттого и цена их очень высока, как на официальном, так и на черном рынке.

Гривны

Именно гривна стала действительно самостоятельной официальной денежной единицей Руси. Возникла в 9-10 столетии. Представляла собой увесистый золотой или серебряный слиток. Но являлась, скорее, эталоном массы, чем денежной единицей. При помощи гривны отмерялись веса драгметаллов.

Гривны Киева имели 160 г массы и 6-угольную форму соты. Деньги Новгорода представляли собой длинный брусок массой в 200 г. Однако название от разницы внешнего вида изменений не претерпевало. Татары также использовали гривну, ходившую в Поволжье. Она так и называлась, «татарской», имела форму ладьи.

Название денег произошло от совершенно несвязанного с ними предмета - шейного женского обруча, исполнявшегося ювелирами в золоте. Украшение носилось на «гривке». Отсюда - «гривна».

Векши

Совершенный аналог нынешней копеечки, древнерусская векша! Другие ее названия - белка, веверица. По поводу первой версии существует интересное объяснение. Оно гласит, что во время хождения мелкой серебряной монетки ее «натуральным» аналогом была выделанная беличья шкура.

Летописи упоминают, что древняя дань с некоторых племен составляла «одну белку или монету с единого дома». К слову, одна гривна была эквивалентна 150 векшам.

Куны

Обращение восточного дихрема - исторический факт. Не менее популярным был денарий. Их обоих русичи называли «кунами». Почему?

Существует два объяснения. Первое: эквивалентом обеим монетам служили выделанные и клейменые куньи шкурки. К слову, весьма ценные, даже по тем временам. Второе: англоязычное слово «coin» (звучит: «коин»), в переводе - «монета».

Резаны

Резанами назывались «денежные единицы», призванные вести расчет максимально точно. Например, куньи шкурки делились лоскутами, дабы подогнать их под определенную цену товара. Именно эти лоскуты и именовались «резанами» (ударение на вторую «а»).
А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету. По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.

Сегодня в древних кладах археологи часто находят половинки и четвертинки этих монет. Арабские деньги имели довольно крупное достоинство, чтобы оперировать ими в целом виде при мелких сделках.

Ногаты

Ногата, небольшая разменная монетка, 1/20 гривны. Ее название, как предполагают филологи и историки, пошло от эстонского «nahat» («мех»). Не исключено, что ногаты изначально были «привязаны» к пушнине.

При всем разнообразии монет на Руси довольно примечателен тот факт, что любая торговая вещь «привязывалась» к собственной денежке. Свидетельство тому имеет в своем тексте «Слово о полку Игореве». Там сказано, что будь на престоле Всеволод, невольница ценилась бы в ногату, а раб продавался бы по резане.

Златник - это первая древнерусская монета и родоначальник всех остальных золотых денежных знаков последующих веков на Руси. Она чеканилась в Киеве в период с начала 10-века по начало 11-века правителем Киевской Руси князем Владимиром Святославовичем Крестителем.

Настоящее название монеты утрачено во времени, а нынешнее было придумано нумизматами 18 века на основании текста русско-византийского договора 912 года авторства Вещего Олега, где в качестве меры расчета упоминаются денежные единицы «златники». На текущий момент найдено всего 11 таких монет, чья подлинность подтверждена многочисленными экспертизами и методом радиоуглеродного анализа. Поэтому их историческая и материальная ценность чрезвычайно велика.

Характеристики:

  • материал - чистое золото;
  • диаметр - варьируется от 19 до 24 миллиметров;
  • вес - в диапазоне от 4.0 до 4.4 грамм.
  • изображение на лицевой стороне - портрет с лицом, грудью и согнутыми ногами Владимира Крестителя. На его голове княжеская шапка с христианским крестом и подвесками. Левая рука князя прижата к груди, а правая держится за вытянутый крест. За левым плечом князя изображен родовой трезубец династии. По краю монеты имеется круговая надпись со словами «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЬ», что означает княжение Владимира на киевском престоле. На двух экземплярах из известных 11 встречалась надпись: «ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО ЗЛАТО» (Правитель и его денежный знак).
  • изображение сзади - отчеканен лик Христа Спасителя, который держит в левой руке Евангелие, а правой - отпускает благословение. По краю монеты идет надпись «IСУСЪ ХРИСТОСЪ».
  • в зависимости от типа штемпеля надписи могут располагаться как по краю монеты, так и ближе к ее центру.

Все найденные на текущий момент монеты были отпечатаны с помощью щипцов с монетными штемпелями.

По следу отпечатков ученые нумизматы установили, что имелось 6 видов штемпелей: 3 из них раннего периода (они выделяются надписью «Владимир на престоле»), 4-й штемпель отличается грубым исполнением и пропущенной буквой в одном из слов на монете. А 5-й и 6-й штемпеля скопированы из четырех предыдущих, но уже другим мастером, как полагают ученые, - менее талантливым. Последние штемпеля отличаются тем, что их создатель спутал правую руку Христа на аверсе за складки одежды, а потому прибавил к изображению еще одну руку, прижатую к груди. Также новый мастер сместил надписи на самый край монеты.

Как появился златник

Предпосылки к появлению собственной монеты в древней Руси возникли еще в середине 10-века по нескольким причинам:

  • до этих пор у восточных славян не было собственной монеты, ее заменяли деньги западной Европы, Византии, Арабского Халифата и Самарканда. Такое положение дел ставило под сомнение государственность и самостоятельность Киевской Руси;
  • в тот же период времени начала ощущаться острая нехватка дирхемов Халифата (основной монеты Руси на то время), что привело к снижению количества денежной массы в обороте.

Все это привело князя Владимира к необходимости создания собственной монеты, которая укрепила бы его власть, сделала Киевскую Русь главенствующим восточнославянским государством, увеличила бы его известность за рубежом и сделала бы Киев главной экономикой региона. Он начала печатать два типа монет - сребреники и златники. За основу первой взял арабский дирхем, а за основу второй - византийские солиды.

В силу отсутствия стабильных источников золота и несовершенства технологий киевского монетного двора Владимирские златники печатались крайне малыми партиями, отчего до нынешних дней дошло лишь несколько монет. Но судя по тому, что все они были найдены в кладах в разных местах восточной Европы (Пинск, Кинбург) вместе с монетами других государств 10-11 века, можно сделать вывод, что златники ходили в международном денежном обороте и ценились столь же высоко, как и другие золотые денежные единицы тех лет.

Еще одной причиной столь малого количества монет стала смерть Владимира, после которой их чеканка прекратилась. Князь Ярослав, который прогнал с киевского престола своего названого брата Святополка и польские войска его тестя Болеслава, не стал продолжать выпуск златника, ограничившись чеканкой новгородских сребреников.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Письменные источники не сохранили сведений о нача-ле русской монетной чеканки, но согласно археолого-нумизматическим исследованиям мы знаем два основных административных региона, где чеканились и обращались древнерусские деньги: огромная Киевская Русь и небольшое Тмутараканское княжество, в течение очень короткого периода к ним присоединился и Великий Новгород.

Чеканка монеты с самого начала рассматривалась как акт проявления и демонстрации самостоятельности государства и его правителя. Часто, начало чеканки где-либо рассматривалось как акт неповиновения и претензии на равенство положения вассала своему сюзерену и приводило к войне. Верховная власть могла награждать (как на Востоке, так и на Западе) правителя той или иной территории позволением помещать своё имя или другие персональные атрибуты на выпускаемых там денежных знаках. Помимо этого монеты имели и своего рода пропагандистскую функцию, как самый распространённый в народе правительственный «документ». Они несли имя, титул, почетные прибавления к имени, родовую (династийную) символику, гербы и прочую информацию. Когда в 988 г. киевский князь Владимир IСвятославович (980-1015 гг.) принял в Херсонесе христианство, он стал равен другим христианским государям Европы. Христианство к нам пришло из Восточной Римской империи - Византии. Оттуда же заимствовали и инсигнии, и атрибуты власти и суверенности. Конечно же, одним из последних стала чеканка денежных знаков с изображением правителя, знаков выражающих конфессиональную принадлежности государства и прочей необходимой символики.

Кроме политической подоплёки начало национальной русской чеканки (не подражаний) имеет под собой и экономическую. Кконцу Х в. приток саманидских и других дирхемов сократился, византийских же монет в обращении находилось еще меньше. Обнаружился недостаток денег, которые должны были обращаться на рынках городов и селений. Поэтому начало чеканки собственных монет было призвано пополнить фонд обращаемых на территории государства денег.

Но при отсутствии собственных разработок серебра на Руси выполнить эту задачу было не просто. Сырьем для русской монетной чеканки служил привозной металл, и, прежде всего, сами дирхемы. В серебро добавлялась лигатура из меди и свинца, около 3/4 апробированных сребреников имели пробу ниже 500-й, а в некоторых монетах количество серебра не превышало 10%. Известны и медные монеты, чеканенные по типу сребреников. Скорее всего, на внутреннем рынке древнерусские монеты обращались по принудительному курсу. Сребреники же, уходившие за пределы Руси и встреченные в кладах с восточными и европейскими монетами, имеют высокую пробу. Клады с древнерусскими монетами встречаются не только на обширной территории Древнерусского государства, но и далеко за его пределами — в Скандинавии, Прибалтике, Польше и Германии.

Чеканка первых русских государственных денежных знаков началась в княжение Владимира Святославича (980— 1015), вскоре после официального принятия христианства в 988 г. Прототипом для них послужили византийские золотые номисмы и серебряные милиарисии. На всех золотых и на одном типе из серебра русских монетах присутствуют изображения Иисуса Христа, а также креста в руках князя. В настоящее время известно более 600 древнерусских сребреников и 11 златников. Названия монет заимствованы исследователями из письменных источников, не соотнесенных по датам с периодом эмиссий древнерусских монет. «златник» - в договоре Руси с Византией в 945 г., а «сребреник» записан в Ипатьевской летописи (начало XV в.). В первом случае употребление термина относится ко времени, когда они еще не чеканились, во втором - к событиям начала XII в., когда эти монеты уже не чеканились.

Златники. Прототипом златникам послужили византийские солиды императоров Василия II и Константина VIII (976—1025). На лицевой стороне изображен сидящий князь в шапке с подвесками, увенчанной крестом. В правой руке князя - крест на длинном древке, над левым плечом — княжеский знак в виде трезубца. Вокруг изображения надпись (читается справа налево) «Владимиръ на столе», заканчивающаяся крестом. На оборотной стороне — погрудное изображение Иисуса Христа. Вокруг надпись «Iсусъ Христосъ». Известен и другой текст надписи: «Владимиръ, а се его злато».

Почти все златники происходят из двух кладов — Пинского 1804 г. и Кинбурнского 1863 г., содержавших также золотые византийские монеты. Высокая проба златников (916˚-958˚) соответствует золоту византийских солидов конца Х— начала XI в. Вес русских монет находился в пределах 4,0—4,4 г, т.е. соответствовал весовой норме византийских солидов. Со временем вес златника стал русской мерой веса — золотником (4,266 г), который точно соответствовал 1/96 более позднего русского фунта.

илюстрация подбирается

Сребреники. Размер сребреников точно соответствовал большинству разновидностей восточных дирхемов. Но, в отличие от последних, сребреники чеканились не на вырезанных кружках, а на заготовках, литых в двусторонних формах. Подавляющее большинство монет содержит в легенде имя князя Владимира 1, меньше — имена Святополка и Ярослава. Техника чеканки монет была весьма низкой.

Несмотря на подражание византийским образцам, ещё имевшим в эту эпоху рельефные изображения на монетах, на Руси возобладало графическое исполнение изображений на штемпелях. Эта художественная манера объясняется не столько неопытностью резчиков, сколько влиянием стиля восточных куфических монет . Следует отметить, что для монет раннего европейского средневековья вообще характерна своеобразная графичность исполнения изображений и надписей. Русские монеты по мастерству резчиков и художественному исполнению ими штемпелей различны: наряду с грубо выполненными рисунками и неграмотными надписями имеются монеты, исполненные в художественной и оригинальной манере.

Сребреники князя Владимира I . Серебряные монеты с именем князя Владимира 1 подразделяются на четыре типа.

Тип I. Оформление его повторяет обе разновидности типа златников. Среди апробированных монет этого типа (примерно третья часть) только несколько экземпляров имеют пробу 875—800 , проба же остальных монет значительно ниже. Монеты типа I, вероятно, чеканились одновременно со златниками. Об этом говорит их однотипность. Знаменитого Киевский клад сребреников 1876 г. состоял исключительно из монет этого типа.

Тип II сребреников князя Владимира I , в дизайне сидящего на престоле князе имеет отличие: вокруг его головы появляется нимб, которого нет на типе I.

Впервые же появляется и изображение престола, как бы иллюстрирующее первую часть надписи, помещенной на этой же стороне: «Владимиръ на столе». На оборотной стороне изображение Иисуса Христа заменяется изображением родового княжеского знака, так называемого трезубца , с легендой: «А се его сребро», которая завершает надпись предыдущей стороны монеты.

Подавляющее большинство монет этого типа столь же низкопробны, как сребреники Типа I.

Монеты Типа III в общем повторяют на обеих сторонах дизайна монет типа П. От последних они отличаются отсутствием нимба вокруг головы князя, тщательной прорисовкой престола (кресло с высокой и широкой спинкой), наклоненного к плечу князя креста (на всех других монетах изображен прямо) и, наконец, полнотой и правильностью написания легенды: «Владимиръ на столе, а се его сребро». Обращает на себя внимание и фигура князя, просто сидящего на престоле, положив руки, держащие крест, на колени, при этом на его плечи накинута мантия, закрепленная на груди крупной фибулой. Такая «бытовая» иконография отличается от парадных, презентативных портретов византийских императоров и является разработкой уже русских художников.

Сребреник князя Владимира I (980-1015 гг.) Тип III .

Тип III . Некоторые монеты этого типа имеют высокую пробу (более 840-й), но при этом сильно обрезаны. Обломки и обрезки восточных монет хорошо известны по многочисленным археологическим находкам. В кладах первой половины XI в. они абсолютно преобладают над целыми экземплярами. Низкопробные обрезанные сребреники нумизматам не известны, поэтому можно предположить, что на Руси хорошо разбирались в качестве обращавшихся монет и функции полноценных денег выполнялись только высокопробными монетами.

Монеты Типа IVв целом повторяют дизайн сребреников типов П и Ш на обеих сторонах, отличаясь от них правильностью рисунка и тщательностью исполнения штемпелей.

Сребреник князя Владимира I(980-1015 гг.). Тип IV

К этому типу относится и уникальный экземпляр с надписью: «Владимире серебро + Съватаго Васила». Христианское крестильное имя Владимира — Василий хорошо известно. По содержанию легенда аналогична форме надписи на монетах Ярослава Владимировича Мудрого, и это проливает свет на их взаимную хронологию.

На монетах этого типа изображены два вида княжеского головного убора: высокая русская шапка и низкая шапочка с крестом на вершине, повторяющая византийскую императорскую стемму на монетах Василия II и Константина, в чем усматривается намек на равенство русского великого князя царям Константинополя.

Монеты князя Святополка . На аверсе помещено изображение князя на престоле, близкое сребреникам IV типа Владимира, и круговая надпись, часто выполненная с ошибками, но читаемая легко: «Святополк на столе».

На реверсе изображение княжеского знака в виде двузубца, левый зубец которого завершается крестом. Вверху между зубцами небольшой знак в виде равноконечного креста с кружками на концах и надпись «А се его серебро».

Сребреник князя Святополка (1015-1018 гг.)


Поскольку Святополк был приемным сыном Владимира, а фактически приходился ему племянником, он, использовал знак, производный от неизвестного пока знака своего отца Ярополка Святославича. Этот последний должен был восходить, как и знак Владимира I, к известному по печати знаку в виде двузубца их отца Святослава Игоревича. Абсолютное большинство монет Святополка также низкопробные.

Монеты с именем «Петрос» . На одной стороне монет помещено изображение сидящей фигуры. Вокруг головы нимб, левой рукой держит длинный крест,; одета фигура в длинный хитон, уложенный складками. По кругу, кириллицей, имя «ПЕТРОС». На другой стороне - двузубец. Среди монет с именем «Петр» (как в форме «Петрос», так и «Петор») нет высокопробных, а большинство из них имеют только следы серебра. Этим, вероятно, объясняется и ограниченный ареал монет Святополка и с именем Петра, находки которых неизвестны за пределами Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств.

Можно предполагать, что монеты с именем «Петр» Святополк чеканил, когда в 1018 г. вторично на короткое время захватил стол в Киеве. Известно, что помощь в этом ему оказывал польский король Болеслав Храбрый, на дочери которого Святополк был женат.



Сребреник князя Святополка (1015-1018 гг.) с именем в крещении «Петрос».

Ярославле серебро» . Совершенно оригинальную группу древнерусских монет составляют сребреники с надписью «Ярославле серебро». Именно такая монета была найдена в конце XVIII в. среди привесок к иконе в Софийском соборе Киева и стала первой русской монетой, известной историкам и собирателям. Этот экземпляр оказался единственным, обнаруженным на территории южных княжеств, все остальные находки тяготеют к северо-западным окраинам древнерусского государства. Эта монета еще первыми исследователями русских древностей сразу же была отнесена к чекану Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.).


Сребреник князя Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)

На лицевой стороне имеется погрудное изображение Св. Георгия в фас. На плечах святого накидка, в руках копьё и щит. По сторонам греческая надпись «Святой Георгий». На оборотной стороне изображен княжеский знак в виде трезубца. По окружности надпись: «Ярославле серебро».

изображение подбирается.

География находок «Ярославля серебра» и отсутствие в надписи обычной формулы «на столе» позволяют предположить, что Ярослав Мудрый чеканил эти монеты в Новгороде, до занятия великокняжеского киевского престола в 1019 г. Наиболее вероятной представляется датировка этих монет 1014—1015 гг. Все сребреники Ярослава имеют высокую пробу (960). Другую оригинальную группу монет представляют так называемые скандинавские подражания «Ярославлю серебру», или «Ярославле серебро» малого веса. Все доступные сейчас экземпляры монет этой группы найдены в кладах XI в. на территории Скандинавии и Прибалтики. На лицевой стороне этих монет помещено погрудное изображение св. Георгия с пояснительной надписью. На оборотной стороне — княжеский знак в виде трезубца и по окружности надпись «Ярославле серебро». Их отличие от описанных выше «обычных» монет Ярослава Владимировича заключается в небрежности и определенной грубости изображения, меньших размерах и вдвое меньшем весе. Мнения исследователей о месте и времени чеканки монет этой группы разделились. Одни отстаивают их скандинавское происхождение и считают более ранними по времени чеканки, другие полагают, что они отчеканены в Новгороде позже чеканки монет большого веса, может быть в 1018 г., когда, по сообщению летописи, новгородцы «начаша скот собирати» для найма варяжской дружины в Ярославу в борьбе за великокняжеский стол. Латинская «р» в слове «Ярослав» (“ЯRОСЛАВ”), определенное сходство этих монет со скандинавскими позволяет предположить, что штемпели резал мастер-иностранец.

Метрологическое изучение древнерусских монет устанавливает их весовую норму в пределах 2,9—3,3 г, что точно соответствует норме древнерусской куны в южнорусской денежно-весовой системе. Что касается «Ярославля серебра», то вес четырех хорошо сохранившихся экземпляров превышает норму ногаты—3,41 г, при очень высокой пробе (960°) апробированных монет. Вес малых монет Ярослава заключен в пределах 1,18—1,57 г, что свидетельствует о другой денежно-весовой системе и может служить дополнительным аргументом в пользу их скандинавского происхождения. Отмечается их сходство в весе с монетами англо-саксонского чекана.

Монетное дело этого юго-восточного княжества на берегах Черного и Азовского морей изучено ещё слабо. Известно оттуда пять-шесть монетных типов. Все они в большей или меньшей степени подражают византийским денежным знакам, т.к. близость к той империи и большой процент греческого населения в княжестве оказывали влияние на все области его жизни и культуры. На данный момент классификация типов выглядит следующим образом .

Самые ранние монеты, рубежа X-XI вв. имеют погрудный портрет на одной стороне и нечитаемую греческую надпись на оборотной. Возможно, что выпущены они в годы правления первого тмутараканского князя Мстислава Владимировича (988-1036).


Названы так по арабскому стилю письма, разработанного в VIIIв. в городах Куфе и Басре. Легенды на дирхемах первых веков чеканки были написаны именно этим видом почерка.

Описание монетного типа

  • Аверс : грудной портрет князя Владимира в шапке с подвесками, увенчанной крестом. Внизу схематично изображены согнутые ноги. Правой рукой князь держит крест, левая рука на груди. Над левым плечом показан характерный трезубец, родовой знак Рюриковичей . Вокруг по кругу надпись кириллицей : ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЬ (то есть Владимир на престоле). На двух из известных 11 монетах надпись другая: ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО ЗЛАТО.
  • Реверс : лик Христа . По кругу надпись: ІСУСЪ ХРИСТОСЪ.
  • Диаметр монет 19-24 мм, вес 4.0-4.4 г

Все известные златники отчеканены сопряжёнными штемпелями - вероятнее всего, щипцами, в которых жёстко крепились монетные штемпели. Каждому известному штемпелю аверса монеты соответствует единственный штемпель реверса.

Всего по сохранившимся экземплярам монет известны шесть пар штемпелей, из которых три, считающиеся наиболее ранними, вырезаны одним и тем же мастером и несут на аверсе надпись «Владимир на столе». Изображения и надписи на этих штемпелях выполнены тщательно и в едином стиле с небольшими вариациями. Четвёртая пара штемпелей изготовлена более грубо, в легенде аверса пропущена буква. Высказываются сомнения в подлинности монеты, отчеканенной этими штемпелями. Пятый и шестой штемпели копировались с предыдущих менее умелым мастером: общий рисунок сохранён, однако резчик принял благословляющую правую руку Христа на реверсе за складки одежды и добавил на своём штемпеле руку, прижатую к груди, а буквы надписей расположил основаниями к краю монеты, а не к центру.

История златника

Первый златник был приобретён Г.Бунге в 1796 году в Киеве у солдата-украинца, который получил его в подарок от матери. В 1815 году киевский коллекционер Могилянский выкупил монету у Бунге, но вскоре потерял её. Монета стала известна среди коллекционеров по гипсовому слепку. Первоначально златники и сребреники считались сербскими или болгарскими подражаниями византийской чеканке, однако последующие находки в составе кладов (например, найденный в 1804 году в Пинске и переданный в Эрмитаж клад византийских солидов XI века с несколькими златниками Владимира), тщательные исследование монет и расшифровка надписей позволили установить их древнерусское происхождение.

Это открытие заставило пересмотреть всю коллекцию византийских монет в собрании Эрмитажа. Среди монет, найденных под Пинском, были обнаружены 4 златника. С увеличением находок монет, в основном сребреников , был преодолен определённый скепсис по поводу существования монетной системы в Киевской Руси в конце X века. Окончательно сомнения отпали в 1852 году после находки в Нежине клада из более чем двухсот серебряных монет. Впоследствии были найдены ещё несколько кладов с серебренниками, которые в основном разошлись по частным коллекциям.

В настоящее время известно местонахождение 10 из 11 обнаруженных златников. В Эрмитаже - 7, в ГИМе - 1, в Национальном музее истории Украины - 1, в Одесском историческом музее - 1.

Общие сведения

Неоднократно высказывалось предположение, что начало чеканки на Руси собственной монеты (златников и серебреников) не столько отвечало требованиям экономики (денежное обращение Киевской Руси было обеспечено привозной византийской, арабской и западноевропейской монетой; своих источников монетного металла на Руси не было), сколько было политической декларацией суверенитета и значимости Русского государства. Чеканка сребреников продолжалась в начале XI века при княжении Святополка и Ярослава , однако чеканка златников после смерти Владимира более не возобновлялась. Судя по малому количеству дошедших до нас экземпляров, выпуск златников был крайне непродолжительным по времени (возможно, один-два года) и невелик по объёмам. Тем не менее, все известные сейчас экземпляры златников найдены в кладах вместе с другими монетами того времени, носят следы нахождения в обращении - следовательно, эти монеты не были ритуальными, наградными или подарочными. В XI веке, судя по находкам этих монет в кладах в Пинске и Кинбурге, златники участвовали и в международном денежном обращении.

  • Монетные кружки для чеканки отливались в складных формах, что объясняет наличие заметных на золотниках дефектов литья.
  • Масса златника (около 4,2 г) в дальнейшем была положена в основу русской весовой единицы - золотника .

Византийский солид Василия II и Константина VIII, послуживший моделью для златников Владимира

  • Появление монет русской чеканки стало следствием оживления торговых и культурных связей с Византией . Очевидной моделью для златников Владимира были византийские солиды императоров Василия II и Константина VIII , на которые златники похожи и весом (около 4,2 грамма), и расположением изображений.

Юбилейная золотая монета «Златник Владимира»

  • В 1988 году в СССР в ознаменование 1000-летия древнерусской монетной чеканки была выпущена юбилейная золотая монета номиналом 100 рублей с изображением златника Владимира.

Источники

Литература

  • Спасский, И. Г., Сотникова, М. П. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков. - М.: Искусство, 1983. - 240 с.

Ресурсы в сети

  • Златник князя Володимира Святославича , статья из книги «100 найвідоміших шедеврів України». - Київ: Автограф, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Златник Владимира" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Златник (значения). Златник Владимира из коллекции Эрмитажа Златник (также … Википедия

Рекомендуем почитать

Наверх